«Ленгидросталь» — из истории

«Ленгидросталь» — из истории

СПКТБ «Ленгидросталь» — история продолжается. Козловые краны в составе механического оборудования ГТС

«Ленгидросталь» — из истории

Ленгидросталь — специальное проектное и конструкторско-технологическое бюро, известное в гидротехническом строительстве почти 90 лет. С момента создания СПКТБ является одним из крупнейших проектировщиков и разработчиков механического оборудования для ГТС. Все известные гидротехническиеи гидроэнергетические сооружения в России и многие зарубежные построены с участием СПКТБ «Ленгидросталь».

В 2021 году СПКТБ «Ленгидросталь» перестало быть филиалом АО «Трест Гидромонтаж», и было создано ООО «СПКТБ «Ленгидросталь», в котором сохраняются традиции, заложенные сотнями сотрудников организации за девяностолетний период её работы.

Основной вид специализации бюро не изменился: «Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставления консультаций в этих областях». На сегодняшний день портфель СПКТБ «Ленгидросталь» полон заказов, а история легендарного конструкторского бюро продолжается

«Ленгидросталь» — из истории
Рис. 1. Волховская ГЭС с козловым краном на плотине

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ И СОЗДАНИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГТС

История конструкторского бюро — неотъемлемая часть истории страны. Официальной датой создания организации считается 10 февраля 1934 года: в этот день был издан приказ Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП) о переводе основных кадров подотдела гидротехнических сооружений технического отдела завода «Красный Путиловец» в систему треста «Союзстальмост», которому было поручено организовать проектирование, изготовление и монтаж механического оборудования для канала Москва — Волга и других гидростроек.

К тому времени впервые в СССР проектирование и изготовление механического оборудования для гидроэлектростанций и судоходных сооружений было организовано на ленинградском заводе «Красный Путиловец» (Кировский завод). Уже в

1923 году в техническом отделе завода было начато проектирование механического оборудования для Волховской ГЭС (рис. 1), а в 1931 году осуществлялась разработка рабочих чертежей наиболее сложного механического оборудования для Беломорско-Балтийского канала. Таким образом, переведенная с завода «Красный Путиловец» в систему треста «Союзстальмост» уже готовая группа инженеров и техников из 13 человек, специализирующихся на проектировании гидротехнических конструкций, образовала ленинградское конструкторское бюро гидромеханических сооружений (КБГС).

В декабре 1936 года Ленинградское КБГС объединено с монтажной конторой «Гидромонтаж», которая впоследствии была реорганизована во Всесоюзный трест «Гидромонтаж».

Оборудование, разработанное инженерами и конструкторами СПКТБ «Ленгидросталь» в период с февраля 1934 по октябрь 2021 года, надежно работает уже не одно десятилетие на объектах как в России и других странах СНГ, так и за рубежом.

За десятилетия существования СПКТБ «Ленгидросталь» выполнены проекты механического оборудования большинства гидроэлектростанций, действующих в России и других странах бывшего СССР. В их числе — крупнейшая Саяно#Шушенская ГЭС, Красноярская ГЭС с уникальным самоходным наклонным судоподъемником, каскад ГЭС на Ангаре: Иркутская, Братская, Усть#Илимская, Новосибирская, каскад Вилюйских ГЭС, Колымская и Чиркейская ГЭС, гидроэлектростанции системы Колэнерго, Карелэнерго, Ленэнерго, Павловская, Усть-Хантайская, Курейская ГЭС и др.

СПКТБ «Ленгидросталь» разработало проекты механического оборудования многих судоходных сооружений: Волго-Донского судоходного канала, Волго-Балтийского и Беломорско-Балтийского водного пути, шлюзов Рыбинского, Угличского,

Нижегородского, Саратовского, Самарского гидроузлов, шлюзов вододелителя в дельте Волги, Кременчугского на Днепре и др., а также механического оборудования тепловых станций более чем для 50 объектов, среди которых Тюменская ТЭЦ, Сургутская, Троицкая, Пермская, Псковская, Назаровская ГРЭС и многие другие.

Разработаны проекты уникальных технологий монтажных работ, например монтаж более 100 000 т металлоконструкций производственных корпусов главного корпуса Надеждинского горнообогатительного комбината, Норильского горно-металлургического комбината, монтаж створок судоходных сооружений плавучим краном грузоподъемностью 350 т и др.

В 1980-е годы разработаны проекты механического оборудования водопропускных сооружений В1–В6, судопропускных сооружений С-1 и С-2 комплекса защитных сооружений Санкт#Петербурга от наводнений (КЗС). В 2005–2008 годах СПКТБ выполнена актуализация всех проектов КЗС.

Специалистами СПКТБ «Ленгидросталь» разработаны проекты механического оборудования практически для всех атомных электростанций, действующих в России и других странах бывшего СССР, а также для зарубежных объектов: АЭСБелене в Болгарии, АЭС Бушер в Иране, Тяньваньской АЭС в Китае, АЭС Куданкулам в Индии.

В 2021 году АО «Трест Гидромонтаж» закры свои филиалы, в том числе СПКТБ «Ленгидросталь», которое работало в составе треста с 1936 года. И в том же году силами коллектива и директора легендарной организации создано новое юридическое лицо, которое, сохраняя название, продолжит деятельность конструкторского бюро, используя его опыт, знания, кадровый потенциал, партнерские связи и заработанный авторитет.

КОЗЛОВЫЕ КРАНЫ СПКТБ «ЛЕНГИДРОСТАЛЬ» В СОСТАВЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ГТС

Козловые краны, разработанные СПКТБ «Ленгидро — сталь», являются одним их брендов конструкторско — го бюро, одной из его визитных карточек.

Без подъемного механизма не могут обойтись ни ГТС, ни ГЭС или ТЭЦ, ни судоходный шлюз.

В качестве основного подъемно-транспортно — го оборудования для маневрирования затворами, решетками, очистными устройствами, для исполь — зования на строительствах ГТС и т.д. служат краны различных грузоподъемностей и пролетов, с различ — ными высотой и скоростью подъема и передвижения.

Основную часть кранов составляют в большин — стве случаев козловые краны, с помощью которых возможно не только осуществлять маневрирование затворами и решетками, но и осуществлять их пере — установку из одного паза в другие пазы, транспорти — ровку на места хранения и ремонта без привлечения других транспортных средств.

Козловые краны, используемые в составе механи — ческого оборудования ГТС, можно подразделить на группы в зависимости от составляющих частей ГТС, т.е. козловые краны водоприемников, водосливных и водосбросных плотин, плотин в целом, отсасываю — щих труб, береговых насосных станций, монтажных и строительных, шлюзовых и т.д.

В зависимости от назначения гидротехнического сооружения СПКТБ «Ленгидросталь» разрабатыва — ло козловые краны различных грузоподъемностей, пролетов, высот подъемов, с различным навесным оборудованием и т.д., а также различного климати — ческого исполнения — от умеренного климата до северного и тропического. Козловые краны имеют грузоподъемности от 1 до 710 т, пролеты — от 2 до 30 м и более.

Информация об отличительных особенностях коз — ловых кранов ГТС было подробно изложена еще в 1959 году в статье «О некоторых особенностях кранового оборудования гидротехнических сооружений» инженера В. К. Екимова (ЛПКК «Гидростальпроект») [1].

Начиная с 1934 года и до последних лет из стен СПКТБ «Ленгидросталь» вышли сотни проектов козловых кранов, большинство из которых построены и находятся в эксплуатации не один десяток лет, благодаря чему можно судить о качестве их проектирования.

Надежно проявили себя козловые краны плотин Зейской (рис. 2) и Бурейской ГЭС (рис. 3), обеспечивая точные опускания и подъемы затворов водосбросов во время катастрофического паводка в Амурской области и Хабаровском крае.

«Ленгидросталь» — из истории
Рис. 2. Зейская ГЭС с козловыми кранами г/п 180/32+40т и 63т на плотине
«Ленгидросталь» — из истории
Рис. 3. Бурейская ГЭС с козловыми кранами г/п 250т и 100т на плотине

Специалисты Ленгидростали успешно применяли и синтезировали опыт эксплуатации кранов, ранее разработанных не только СПКТБ, но и другими организациями и предприятиями, типовых узлов крановых заводов и их опыта эксплуатации. В частности, учитывались эксплуатационные качества козловых кранов, созданных на таких предприятиях, как Запорожский энергомеханический завод (ЗЭМЗ, ранее ДМЗ), АО «Подъемтрансмаш» (ранее ПТО им. С. М. Кирова), Сибтяжмаш и других заводов, с которыми специалисты СПКТБ поддерживали тесную связь.

Значительный творческий вклад в проекты козловых кранов ГТС внесли сотрудники СПКТБ «Ленгидросталь» И. В. Арон, Н. Г. Борисенко, В. А. Вознесенский, Г. П. Заборовский, В. А. Пейсахович, Н. Ф. Федоров и др. [2].

Также большая часть козловых кранов разрабатывалась с использованием полученных специалистами СПКТБ «Ленгидросталь» авторских свидетельств и патентов как на кран в целом, так и на отдельные его части. Одним из ярких примеров может служить работавший на первом ярусе строительных отверстий СШГЭС козловой кран грузоподъемностью 710 тонн, пролетом 10 м, в котором впервые в конструкции опорно-ходовых частей крана и крановой тележки была учтена большая разница между усилием 710 т отрыва затвора от порога и его перевозимой массой 105 т, что существенно снизило общую массу крана [3]. Сущность заключалась в том, что усилие отрыва затвора от порога воспринималось не ходовыми колесами, а опорами [8] как крана, так и его тележки, на которые кран и тележка автоматически опирались, минуя ходовые колеса при достижении усилия на крановую подвеску, превышающей массу затвора в 1,5 раза. Также снизило общую массу козлового крана и применение канатных барабанов с двухслойной последовательной навивкой канатов [15].

В СПКТБ «Ленгидросталь» впервые в мире был разработан на стадии технического проекта козловой кран грузоподъемностью 180 т [13, 14, 16], позволяющий осуществлять спуск затворов с дожимом усилием 90 т. Им планировалась на Богучанской ГЭС замена 10 гидроподъемников в здании для маневрирования затворами глубинного водосброса (что предусматривалось ранее проектом «Мосгидропроекта»), которую впоследствии сменил проект с краном с дожимом посадки затвора на порог. Отказу от применения крана с дожимом «способствовали» заморозка строительства более чем на 20 лет и возврат с целью наверстывания сроков строительства ГЭС к проекту с гидроподъемниками вследствие их наличия на других стройках.

Козловые краны, разработанные СПКТБ «Ленгидросталь», всегда отличались простотой в изготовлении, монтаже, обслуживании, надежной эксплуатацией, экономичностью. В большинстве случаев экономичность достигалась за счет применения в механизмах подъема электродвигателей с короткозамкнутым ротором, выбираемых не по мощности, а по кратности пускового момента электродвигателя к статическому в пределах 1,7…2,5 и времени работы не более 10 минут. В отдельных случаях при превышении 10 минут электродвигатели проверялись на нагрев. Иногда эти условия применялись и при установке электродвигателей с фазным ротором, только с учетом кратности максимального момента к статическому в тех же пределах. При выполнении этих условий мощность устанавливаемых электродвигателей была в 1,5…2,5 раза меньше, чем при выборе электродвигателей по мощности.

Использование зарубежного и отечественного опыта позволило СПКТБ «Ленгидросталь» создавать надежные и долговечные в эксплуатации козловые краны. Это мы видим на примере следующих козловых кранов:

• 400РФ1 (рис. 4) и 175РФ (рис. 5) для Зейской ГЭС

• 66МЫ (рис. 6) для Колымской ГЭС

• 10ЯЮ (рис. 7) и 39ЯЮ (рис. 8) для Богучанской ГЭС

• 152БС (рис. 9) для Бурейской ГЭС

• 132КУ (рис. 10) для Курейской ГЭС

• 20ЛЭ (рис. 11) для Усть-Илимской ГЭС

• 15МБ и 165МБ (рис. 12) для Вилюйских ГЭС

• 103МЛ (рис. 13) и 234МЛ (рис. 14) для СаяноШушенской ГЭС

• 9МТ1 [17] (рис. 15), и 41МТ (рис. 16) для Майнской ГЭС, и ряда других козловых кранов.

Создавались козловые краны для использования на монтажных участках и на строительстве, например 103МЛ грузоподъемностью 710 т на первом ярусе строительных отверстий СШГЭС [8], 70РФ м 123РФ грузоподъемностью соответственно 2×250т и 2×100 т, снабженные к тому же стреловыми кранами грузоподъемностью по 40 т на строительстве Зейской ГЭС. Также разрабатывались и изготовлялись Ленинградским заводом ГМО монтажные 50 т краны пролетом 32 м (рис. 17).

Интересен кран козловой г/п 2×10 т 5РЛ (рис. 18) водосбросной плотины Варкальского прокопа для переброски стока р. Лиелупе в оз. Бабитес [10].

Неполный перечень ГЭС и шлюзов, в состав механического оборудования ГТС которых входили козловые краны по годам выпуска проектов:

• 34-й год — Волховская и Нижне-Свирская ГЭС;

• 40-е годы — Комсомольская, Тавакская, Рыбинская, Угличская ГЭС, шлюзы Канала Москвы;

• 50-е годы — Фархадская, Сухумская, УстьКаменогорская, Иркутская, Новосибирская, Павловская ГЭС, шлюзы ББК и ВДСК;

• 60-е годы — Братская, Хантайская, Серебрянская, ГЭС Наглу, Асуанская высокая плотина, шлюзы ВБВП и Саратовский;

• 70-е годы — СШГЭС, Серебрянская 2, УстьИлимская, Чиркейская и Вилюйские ГЭС;

• 80-е годы — Зейская, Колымская, Богучанская, Курейская, СШГЭС, Перепадная ГЭС-1;

• 90-е годы — Чебоксарский шлюз и ГЭК «Аль-Вахда» в Марокко;

• 2000-е годы — Нижне-Туломская, Зарамагская ГЭС-1, Нижегородский низконапорный гидроузел и др.

• В 1994–1996 гг. специалистами СПКТБ «Ленгидросталь» в содружестве со специалистами ОАО «Подъемтрансмаш» были разработаны и последним поставлены в состав механического оборудования на строительство ГЭК «Аль-Вахда» козловые краны в тропическом исполнении грузоподъемностью 2×25 т, 2×50 т и 100 т.

Совместно с заводами «Сибтяжмаш», «Ждановтяжмаш» разрабатывались козловые краны для плотин Бурейской ГЭС и СШГЭС.

«Ленгидросталь» — из истории

Козловые краны разрабатывались СПКТБ «Ленгидросталь» с учетом требований технической эстетики. С Ленинградскими институтом ВНИИТЭ и комбинатом КЖОИ заключались договоры на художественно-конструкторские разработки (ХКР), которые выполнялись еще на стадии технического проектирования козловых кранов. Так, были выполнены ХКР козловых кранов Кривопорожской ГЭС, Богучанской ГЭС, Майнской и др. ГЭС, а на некоторые краны получены свидетельства на промышленные образцы [17] (рис. 19).

с В последние годы СПКТБ «Ленгидросталь» работало также по козловым кранам УстьСреднеканской ГЭС, Усть-Илимской ГЭС, Зарамагской ГЭС-1, Чебоксарского шлюза и др

ЛИТЕРАТУРА:

1. ЛПКК «Гидростальпроект», Информационный бюллетень №25. – Ленинград, 1959.

2. Развитие механического оборудования речных гидротехнических сооружений / Под общ. ред. А.Н. Гончарова, Ю.Я. Павшинского, А.Д. Устинова. – М.: Энергия, 1980.

3. Подъемные механизмы гидротехнических сооружений / Под ред. к.т.н. В.Я. Мартенсона. – М.: Энергия, 1978.

4. Устройство для перемещения затвора, а.с. №290985, авт. Вознесенский В.А., Кошкин В.Я., Тохтасьев Р.М.

5. Ограничитель грузоподъемности кранов, а.с. №397465, авт. Вознесенский В.А., Федоров Н.Ф.

6. Ограничитель грузоподъемности кранов, а.с. №408900, авт. Вознесенский В.А., Федоров Н.Ф., Кошкин В.Я.

7. Барабан лебедки, а.с. №412133, авт. Вознесенский В.А., Кошкин В.Я., Селезнев С.В. и др.

8. Опорная часть крана, а.с. №502829, авт. Арон И.В., Борисенко Н.Г., Пейсахович В.А.

9. Противоугонный захват грузоподъемной машины, а.с. №663657, авт. Вознесенский В.А., Арон И.В., Смирнов С.П. и др.

10. Грузоподъемный кран для обслуживания гидротехнических сооружений, а.с. №865770, авт. Пейсахович В.А., Евстигнеев Г.И.

11. Крановая тележка, а.с. №887426, авт. Пейсахович В.А., Евстигнеев Г.И.

12. Подъемный механизм для гидротехнического затвора, а.с. №948852, авт. Пейсахович В.А., Евстигнеев Г.И.

13. Козловой кран для обслуживания гидротехнического оборудования, а.с. №1039857, авт. Пейсахович В.А.

14. Козловой кран для гидротехнического затвора, а.с. №1084234, авт. Пейсахович В.А., Писанко Г.Ф.

15. Барабан лебедки, а.с. №1221202, авт. Пейсахович В.А., Евстигнеев Г.И.

16. Козловой кран для гидротехнического затвора, а.с. №1312059, авт. Пейсахович В.А., Фарбер П.С.

17. Кран козловой, а.с. №15553, авт. Александров С.А., Герасимов Б.А., Седых А.В., Пейсахович В.А.

Опубликовано: ГИДРОТЕХНИКА. XXI ВЕК №4(52) 2021

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять