Платформа спусковая клиновидная двухсекционная для наклонного слипа СНСЗ
Авторы: А.М. Цвик – к.т.н., директор СПКТБ «Ленгидросталь»
В.А. Пейсахович — главный конструктор проекта СПКТБ «Ленгидросталь»
25 апреля 2018 года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в пос. Понтонный (Ленинградская область) состоялась церемония спуска на воду корабля противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» минного тральщика «Иван Антонов».
Проект 12700 «Александрит» разработан ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ РФ. Эти корабли относятся к новому поколению минно-тральных сил и предназначены для борьбы с морскими минами, в том числе и новыми, так называемыми «умными» морскими минами, которые новые корабли ПМО могут обнаруживать как в воде морских акваторий, так и в морском грунте, при этом не входя в опасную зону. имеют уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Масса такого корпуса значительно ниже по сравнению с металлическим. При этом значительно увеличивается его прочность. Такому корпусу совершенно не страшна коррозия, а срок службы, при соблюдении норм эксплуатации, практически неограничен.
Минный тральщик «Иван Антонов»(фото 1), как и другие тральщики проекта 12700 имеет длину 61м, ширину 10 м, осадку 2,68 м, водоизмещение 890 т.

Фото 1. Спуск тральщика «Иван Антонов» на платформе 491РА
Спуск был произведен с использованием спусковой клиновидной платформы 2-х секционной проекта 491РА СПКТБ «Ленгидросталь», разработанного конструкторским отделом проектирования подъемных сооружений (КОППС) главный конструктор проекта Пейсахович В.А. и расчетчик Белошейкина М.Н.
По договору с Генподрядчиком ООО «Геоизол», осуществляющего реконструкцию наклонного слипа СНСЗ, учитывая техническое задание на платформу, выданное на основании исходных технических требований СНСЗ и включающее в качестве аналога эскизный проект ООО «Технорос» первоначально была разработана спусковая клиновидная платформа 2-х секционная проекта 485РА. Платформа (см. рисунок 1) рассчитана на спуск судов длиной до 100 метров и массой в 2700т. Общая грузоподъемность платформы 3000т.

Рисунок 1. Спусковая клиновидная платформа 2-х секционная.
Платформа проекта 485РА включала в себя 12 косяковых тележек, каждая на 16-ти скатах двухколесных железнодорожного типа под колею 1595мм по осям рельсов Р65. Скаты имели закрепленные на одной оси одноребордные колеса диаметром Ø500мм, опирающиеся на подвижные и неподвижные части опор на амортизаторах, как это принято на выпускающихся в настоящее время косяковых тележках Невского судостроительно-судоремонтном заводе (НССЗ), Пермском судостроительном заводе «Кама» и др.
На верхних поясах косяковых тележек и связующих их продольных балках были предусмотрены поперечные рельсовые пути с колеей 1,0м для наезда стапельного поезда с горизонтальной части слипа на платформу, а также съезда с нее и продольные пути также с колеей 1,0м для выезда с платформы стапельного поезда в случае применения не погружных стапельных тележек.
Расстояние между косяковыми тележками (между осями поперечных путей) 7,0м и также 7,0м принято между осями продольных откатных путей.
В результате согласованного решения о применении погружных стапельных тележек продольные откатные пути были отменены и платформа 485РА рекомендована к размещению заказа на изготовление.
Также при согласовании было принято решение «учесть при изготовлении двухребордные колеса на оси». Как правило, двухребордные колеса на одной оси, да еще на амортизаторах не применяются, поэтому скаты (см. рисунки 2 и 3) на косяковых тележках были заменены на опорные 16-ти колесные балансиры с 2-х ребордными колесами по две опоры (см. рисунки 4 и 5) на каждой косякой тележке с расстоянием между ними в 7,0м.
Переход со скатов на балансиры повлек за собой изменение конструкции косяковых тележек и соответственно конструкции самой платформы. Это нашло отражение в коренной переделке опорной части платформы.

Рисунок 2. Косяковая тележка на скатах.

Рисунок 3. Скаты косяковых тележек
В результате перехода на 16-ти колесные балансиры была разработана новая платформа проекта 491РА, рабочие чертежи (РЧ) которой были переданы для изготовления в ООО «ПФ «АСК»».
Учитывая сжатые сроки разработки, изготовления, монтажа и наладки РЧ передавались в производство частями и в первую очередь были переданы РЧ 24-х балансиров, состоящих из 16-ти колесных балансиров, каждый из которых состоял в свою очередь из 4-х четырехколесных балансиров, а те в свою очередь из 2-х двухколесных балансиров с 2-х ребордными колесами диаметром Ø500мм. Всего платформа покоится на 384-х колесах, выполненных из стали 65Г, работающие на бронзовых втулках марки БрА9Ж3Л ГОСТ 493-79 на осях и полуосях из стали 40ХН. Траверсы и корпуса балансиров выполнены сварными из стали 09Г2С-12.

Рисунок 4. Косяковая тележка на балансирах

Рисунок 5. Балансиры косяковых тележек
Спуск платформы происходит по наклонным путям с уклоном 1:7 (см.фото 2) под действием собственной массы или собственной массы плюс массы корабля и стапельного поезда, что составляет 3000т, подъем осуществляется 10-ю слиповыми лебедками т.у. 28т, канаты Ø46мм которых запасованы в 3-х кратные полиспасты посредством блоков Ø900мм – по одному на лебедке и платформе, что создает на каждой лебедке тяговое усилие в 80т.
Платформа в верхнем положении удерживается 20-ю задержниками усилием 32т каждый, имеющими ручной привод (см. фото 3). В образовавшийся зазор между рельсами на горизонтальной части слипа и рельсами на платформе вставляются переходные рельсы (см. фото 3) для переезда стапельного поезда. При спуске платформы производится подтягивание платформы к бетонной стенке для снятия нагрузки с осей задержников, при этом освобожденные оси вынимаются из паза проушины платформы, и платформа готова для спуска.

Фото 2. Наклонные пути с уклоном 1:7

Фото 3. Переходные рельсы и задержники
При изготовлении платформы в РЧ по согласованию с СПКТБ «Ленгидросталь», осуществляющем авторский надзор, АСК вносились конструктивные и технологические предложения для ускорения изготовления. Поковки и отливки, требующие много времени на изготовлении при заказе на других предприятиях, заменялись на сварные конструкции, сварные конструкции заменялись на гнутые профили и т.д. (см., например, рисунок 6 и фото 4 – гнутые пояса траверсы).

Рисунок 6. Траверса 8-ми колесного балансира.

Фото 4. Траверса 8-ми колесного балансира.
На заводе были уложены фрагменты рельсового пути наклонной части слипа с колеей 1595мм, на которые устанавливались 16-ти колесные балансиры и проверялась их сборка (см. фото 5).

Фото 5. Проверка 16-ти колесных балансиров.

Фото 6. Контрольная сборка продольных балок платформы между косяковыми тележками на балансирах с шаровыми опорами.
Также осуществлялась контрольная сборка металлоконструкций платформы для облегчения в дальнейшем ее монтажа на месте эксплуатации. Были проложены фрагменты рельсового пути наклонной части слипа с расстоянием между ними в 7,0м, на которых устанавливались косяковые тележки на балансирах и отрабатывались условия монтажа между ними продольных и поперечных балок (см. фото 6), что позволило успешно произвести пробный спуск полуплатформы (см. фото 7), испытание платформы (см. фото 8).

Фото 7. Пробный (первый) спуск платформы.

Фото 8. Подготовка испытания платформы
Проведенные на АЭК контрольные сборки, в процессе выполнения которых корректировались и согласовывались с СПКТБ «Ленгидросталь» узлы сопряжения косяковых тележек и продольных балок, существенно облегчили выполнение монтажа платформы на месте её установки и эксплуатации на наклонном слипе СНСЗ, что позволило выполнить спуск тральщика «Иван Антонов» в назначенный срок 25 апреля 2018г. (см. фото 9 … 18).

Фото 9. Стапельный поезд перед переездом на платформу

Фото 10. Стапельный поезд в начале переезда на платформу

Фото 11. Стапельный поезд на платформе

Фото 12 Раскрепление стапельного поезда на платформе

Фото 13. Благословение на службу Отечеству.

Фото 14.Спуск корабля – праздник на заводе.

Фото 15. Продолжение спуска корабля.

Фото 16.Спуск корабля с платформой

Фото 17. Платформа уходит под воду.

Фото 18. Тральщик на «чистой» воде
В настоящее время при участии и СПКТБ «Ленгидросталь» идет подготовка платформы заказа 491РА к спуску следующего минного тральщика, одного из 3-х: «Георгий Курбатов», «Владимир Емельянов» или «Яков Беляев»
Опубликовано: ГИДРОТЕХНИКА. XXI ВЕК №2 (34) июнь 2018г. стр.50